Жилищные субсидии

Жилищные субсидии
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» на всей территории Российской Федерации установлен единый порядок расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально-допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены правом выработки условий и процедур предоставления субсидий.

Они вправе устанавливать только региональные стандарты:
- нормативной площади жилого помещения;
- стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Администрацией Ростовской области установлены стандарты нормативной площади жилого помещения для семей разной численности:

42 кв.м. – на одиноко проживающих;
по 21 кв.м. в семье из 2 чел.;
по 18 кв.м. в семье из 3 чел.;
по 15 кв.м. в семье из 4 чел.;
по 12 кв.м. в семье из 5 чел.;
по 10 кв.м. в семье из 6 и более человек.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства разработано около 15 тысяч стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по поселениям и городским округам, отдельно для многоквартирных и индивидуальных домов, при этом учтен отопительный и летний периоды оплаты за отопление, размер их устанавливается в рублях на семью разной численности (для одиноко проживающих, для семей из двух, трех, четырех, пяти, шести и более человек).

В целях дополнительной социальной поддержки малообеспеченных жителей Администрацией Ростовской области решен вопрос о снижении регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Сегодня на федеральном уровне он составляет 22 % и действует более чем в 60 регионах России.
Но еще с июля 2005 года в Ростовской области этот показатель составлял 20 %, с ноября 2007 года он был снижен до 18 %, а с 1 января 2009 года - до 15 % совокупного дохода семьи.
Это позволило значительно увеличить не только размер субсидии, но и численность ее получателей.

В целях дальнейшего повышения благосостояния жителей области 15-процентный порог по затратам на коммунальные платежи в совокупном доходе семьи в 2011 году сохраняется.

Право на субсидию имеют:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Для получения субсидии указанные граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
 
а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;
д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Покупка твердого топлива подтверждается кассовым и (или) товарным чеком;
е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

В случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг субсидия предоставляется при условии заключения соглашения по ее погашению с поставщиками услуг.
Если доходы носят временный характер, их заявляют декларативно.

При представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия назначается с 1-го числа текущего месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Размер субсидий определяется как разница между расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанными исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, и максимально допустимой долей расходов граждан на эти цели.

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума применяется корректирующий коэффициент, равный соотношению дохода семьи к прожиточному минимуму, который повышает размер субсидии.

Документы, необходимые для выплаты жилищных субсидий, подаются гражданами в орган социальной защиты населения по месту жительства.